Некоторые предприятия воспользовались нынешней ситуацией на рынке труда, чтобы укрепить свои управленческие команды, отмечают хедхантеры. По словам руководителя украинского офиса компании Pedersen & Partners Игоря Кабузенко, сегодня особенно активны на рынке executive search фармацевтические фирмы, IT-предприятия, некоторые игроки FMCG-сектора.
Чаще всего компании executive search получают заказы на поиск финансовых и коммерческих директоров. Финдиректора, как правило, меняют по двум основным причинам: специалист не сумел создать эффективную систему финансовой отчетности или не смог взять под контроль затраты предприятия. От коммерческих директоров ожидают чуда — улучшения продаж.
По словам Игоря Шехтермана, партнера RosExpert (Москва)/ MAIN. Search & Development (Киев), сегодня востребованы менеджеры с навыками антикризисного управления, эффективные операционные управленцы, тогда как раньше активно искали менеджеров под развитие. Компании уже не с таким пиететом относятся к аудиторам крупных международных предприятий. Если прежде их охотно приглашали в бизнес, то теперь на первое место для собственника выходит реальный управленческий опыт — и не имеет значения, из какого сегмента придет специалист. При этом эффективность менеджмента оценивают не по увеличению стоимости активов компании, а в первую очередь по наличию у нее cash flow.
Однако премии, по данным RosExpert, в большинстве фирм в 2009-м либо вообще не выплачиваются, либо топ-менеджеры получают небольшие суммы. «Бонусы сегодня выделяют за экстраординарные результаты. Вряд ли на фоне общей экономической ситуации кто-то сможет в конце года констатировать значительный рост», — объясняет Игорь Шехтерман.
Как отмечают консультанты еxecutive search, в среднем доходы управленцев снизились на 30–50%. По словам Марины Попович, специалиста компании Hay Group, рост зарплат за прошлый год съела девальвация гривни. А вот ожидания соискателей уменьшились на 15–20%.
В наиболее тяжелой ситуации оказались топы строительного сектора и рынка недвижимости. В некоторых компаниях переменная часть зарплаты в общем доходе управленца повысилась до 100%. При этом собственники выплачивают бонусы за достижение конкретного результата, к примеру, перевода земельного участка под строительство и т. д. В этом секторе работали самые переоцененные специалисты. Некоторые из них получали $300–500 тыс. в год. Теперь же их доходы упали до нескольких десятков тысяч долларов в год.
Впрочем, как признают хедхантеры, если специалист действительно необходим, на нем не будут экономить. Привлекая конкретного человека, предприятие продолжает выплачивать бонус за переход, который может достигать $50 тыс. «Талантливых топ-менеджеров в бизнесе всегда не хватает. Заявления о том, что на рынке вдруг появилось очень много высококлассных специалистов среди управленцев, — миф», — уверяет Игорь Шехтерман. Кроме того, собственники боятся существенно урезать зарплаты первым лицам, хотя и не стесняются нагружать их дополнительными функциями.
Елена СТРУК
Контракты
Карьерист.ру - движение к успеху!
Новые статьи
Новые вакансии
Сколько денег недополучат украинские менеджеры в этом году
В то же время постепенно оживает спрос со стороны инвестиционных компаний и банков. К примеру, руководители иностранных компаний стремятся воспользоваться положением и привлечь талантливых менеджеров из конкурирующих предприятий или других рыночных сегментов, чтобы укрепить команду с меньшими затратами.
Где деньги, Зин?
В крупных компаниях компенсационная политика изменялась незначительно. Фиксированную часть зарплат сократили на 10–20%, а переменную привязали к достижению четких показателей. К примеру, коммерческий директор крупной иностранной компании может претендовать на $120 тыс. в год фиксированной зарплаты и бонус, размер которого порой достигает 50–100% зарплаты.