FMCG. Менеджер на сдачу
Топ-менеджеры FMCG-компаний могут заработать больше в регионах, чем в Киеве. Наибольшим спросом пользуются топы, способные создать дело с нуля и подготовить преемника
П о оценке Ильи Фомина, управляющего партнера компании COMILFO Executive Search, первое лицо в компании FMCG получает базовую ставку в размере $15-20 тыс. в месяц. Но нередко эта цифра меньше — от $10 тыс. в месяц. В этом секторе больше всего платят менеджерам крупных табачных компаний. По данным исследования компании Hay Group, труд высшего руководства сектора FMCG оплачивается на 40% выше, чем в целом на общеукраинском рынке. Если взять среднерыночное значение ставки за 100%, то в секторе FMCG этот показатель будет 133%. По утверждению специалистов этой компании, на некоторых предприятиях зарплаты финансистов выше, чем даже в банковской сфере.
Как бы там ни было, в некоторых компаниях сектора FMCG топ-менеджеры получают зарплату больше, чем в Бельгии, Польше или России. Более того, в регионах нашей страны квалифицированный управленец зарабатывает существенно больше своих столичных коллег. Чтобы заманить толкового менеджера из Киева на периферию, компании не скупятся на компенсацию, предоставляя за свой счет жилье, автомобиль и оплачивая лучшую из возможных медицинских страховок. В регионы часто переезжают антикризисные менеджеры и управленцы, работающие в пищевой промышленности. Но наибольшим спросом пользуются топы, способные создать дело с нуля и подготовить преемника.
* FMCG (Fast Moving Consumer Goods) — быстрооборачиваемые товары повседневного спроса.
Менеджер
Дорого, потому что мало
Валерий МАРЦИНОВИЧ,
директор украинского офиса компании Hay Group (консалтинг в области управления)
— По заказу одной из мультинациональных компаний, работающей в сфере FMCG, мы изучали ситуацию на рынке труда в этой отрасли. Когда представили данные об уровне компенсаций менеджеров на подобных предприятиях, иностранцы с удивлением отметили, что это на 10% выше, чем в России, и на 20% — чем в Бельгии. Но таковы наши реалии — нехватка квалифицированных кадров в быстроразвивающихся отраслях. Поэтому, чтобы понять, кому в Украине платят больше всех, нужно посмотреть, в каких отраслях больше всего иностранных менеджеров.
Иногда собственники даже крупных компаний приглашают иностранцев на высшие руководящие позиции, не вполне понимая, зачем это нужно, то есть не отдавая себе отчет в том, какие именно цели перед ними должны быть поставлены. В результате, может статься, что после окончания контракта и отъезда иностранца работа разладится. Потому что заграничный менеджер ценен прежде всего своим опытом, чтобы запустить и отладить технологии управления, доселе не применявшиеся в компании. Владельцам бизнеса изначально необходимо задуматься о том, что со временем место иностранного менеджера займет его украинский коллега. Важно, чтобы это произошло без ущерба для работы компании в целом. А для этого у экспата должны быть подготовленные преемники. В противном случае провал почти неизбежен.
Первых нет и отстающих
Ольга ГОРБАНОВСКАЯ,
cтарший менеджер, руководитель группы Human Capital, Ernst & Young
— По данным ежегодного обзора заработных плат компании Ernst & Young, в 2007 году зарплаты высшего топ-менеджмента выросли в среднем на 14%. При этом у FMCG-компаний рост составил около 10% и несколько отставал от других отраслей. Например, в банковском секторе зарплаты увеличились существенно — на 23%, а в химико-фармацевтическом — на 16%. Но в целом оплата труда топ-менеджеров в FMCG-сфере превышает показатели заработных плат большинства отраслей.
В 2008 году компании сектора FMCG планируют увеличить зарплаты своих топов на 17%. Большинство предприятий пересматривают ставки один раз в году (в основном в январе, марте или апреле), а некоторые делают это дважды в год. Примечательно, что рост заработных плат высшего руководящего звена несколько отстает от роста зарплат по другим категориям персонала, следовательно, сокращается разрыв между уровнями заработных плат высшего и среднего руководящего звена.
80% FMCG-компаний, принявших участие в исследовании, устанавливают оклады в соответствии с показателями рынка, в том числе исходя из разнообразных обзоров заработных плат. Кроме того, 47% опрошенных компаний учитывают при изменении зарплат индекс инфляции, а 33% — индекс стоимости жизни.
Контракты