Столицы воюют за таланты
Погоду на рынках труда двух столиц уже давно создают не работодатели, а соискатели. В этом уверены специалисты компании Ancor, считающие, что сегодня претенденты могут выбирать из десятка предложений и выдвигают свои требования к условиям труда. «Характерна ситуация «головокружений от успеха», когда в течение года кандидата перекупают несколько раз, что в разы поднимает его стоимость на рынке труда», – говорит руководитель направления Ancor Survey Services в России Наталья Данина. При этом она указывает на неадекватность запросов особенно у молодых специалистов, быстрый карьерный рост, и снижение «качества» кандидатов в основной массе. По данным компании Ancor, она составляет 20–100%. Наиболее существенную разницу чувствуют торговые представители, которые в столице Украины получают в два раза меньше чем в Москве ($300–1200 в Киеве и $500–2500 в российской столице. – Прим. «24»). Лидерами роста зарплат российской столицы стали сотрудники финансового отдела (аналитики, бухгалтеры, экономисты) и технического отдела (главные механики, инженеры-энергетики). Именно по этим позициям разница в оплате труда в первом квартале 2007 года была наибольшей. Тогда как у специалистов по поиску и подбору персонала зарплата в столицах практически сравнялась. С ростом зарплат киевских программистов расценки «голов» в IT области также в плотную приблизились к московским. «Кандидаты, пользующиеся спросом, например программисты со значительным опытом работы, могут претендовать на зарплаты в Киеве сравнимые с московскими», – комментирует менеджер по маркетингу и PR компании HeadHunter.com.ua Татьяна Топчий.
Трудовая миграция, вопреки сложившемуся стереотипу, наблюдается в обоих направлениях: как из Киева, так и из Москвы, хотя и в меньших масштабах. По словам Татьяны Топчий, за прошлый год увеличилось количество соискателей из России, которые сообщают в резюме о готовности рассматривать вакансии в Украине. «Наибольшее количество таких специалистов наблюдается среди руководителей высшего звена и в области маркетинга рекламы и PR», – говорит она.
По данным опроса, который недавно провела компания HeadHunter.com.ua, россияне проявляют интерес к переезду в Киев, руководствуясь в основном тремя мотивами: Украина открывает больше карьерных возможностей для специалистов; привлекательность Киева как места проживания (инфраструктура, ритм жизни, архитектура); проживание в Украине близких людей. «Эти три причины называли примерно равное количество раз», – добавила г-жа Топчий.
При этом, значимость компенсации при выборе места работы постепенно уменьшается. По словам Натальи Даниной для соискателей более важными становятся история и репутация компании, ее сфера деятельности, перспективы, а также степень участия в принятии решений. «Базовые потребности и потребность в безопасности удовлетворены и отодвигаются на второй план. Во главе угла становится статус, идентификация и самореализация», – объясняет она эту тенденцию.
В борьбе за кандидатов компании расширяют социальный пакет своих сотрудников, как в Киеве, так и в Москве. Но работодателей, которые оплачивают сотрудникам расходы на мобильную связь и предоставляют кредиты на льготных условиях больше в украинской столице. В то же время, такие льготы как служебный автомобиль, медицинское страхование, обучение и оплата питания, по данным компании Ancor, чаще практикуются компаниями из белокаменной.
Схожие данные и у Татьяны Топчий: в российских компаниях социальный пакет более ориентирован на удовлетворение личных потребностей сотрудника. Например, медицинское страхование, по ее словам, уже становится нормой для московских фирм. Киевские работодатели такую льготу пока практикуют реже. «Предоставление мобильной связи и автомобиля, то есть того, что связано с основной деятельностью работника, чаще встречается в Украине. В этом и отличие социальных пакетов двух столиц», – говорит она. По ее данным, соцпакет во многом зависит от уровня и должности сотрудника. «Это способ мотивирования сотрудника. Ведь менеджер по продажам, например, заинтересован прежде всего в дополнительном заработке. В то же время для руководителя высшего звена важное значение, как правило, имеет удовлетворение личных профессиональных амбиций (например, участие в инновационных проектах, свобода в принятии решений, курирование масштабной деятельности и т. п.)», – резюмирует она.
автор: Ростислав Буряк, «24»