Руководство по эксплуатации
На что теперь имеют право клиенты хедхантеров
Поиск кандидатов — это не главное, считают российские хедхантеры. Главное — управленческий консалтинг. Для того чтобы объяснить это клиентам, они перевели на русский язык “Билль о правах клиента” международной Ассоциации консультантов executive search.
В международную Ассоциацию консультантов executive search входят семь хедхантинговых компаний, работающих в России: Boyden, Heidrick & Struggles, Amrop Hever Russia / KBS Associates, Neumann International, Ray & Berndtson, RosExpert и Transearch / Top Hunt International.
Российские хедхантеры попытались объяснить клиентам, каковы критерии качества оказываемых ими услуг. В конце июля была опубликована русская версия “Билля о правах клиента” (русский язык стал для этого документа четвертым после английского, немецкого и испанского) международной Ассоциации консультантов executive search. Главным итогом своей деятельности хедхантеры вовсе не считают выход тщательно отобранного кандидата на работу. Услуга хедхантера — это сложный консультационный проект, в ходе которого клиенты узнают многое о своей компании и ситуации на рынке труда, возможно, пересмотрят условия поиска и, наконец, должны быть морально готовы к тому, что подходящая кандидатура так и не будет найдена. Платить клиенту придется при любом исходе. Зато он может требовать от хедхантеров регулярно отчитываться о ходе поиска, предлагать кандидатов, соответствующих не только вакансии, но и корпоративной культуре компании-заказчика, и признаваться в том, что они не в состоянии найти необходимого человека (см. AESC о правах клиента).
Чтобы различать
“Мы перевели этот документ, потому что он, по сути, руководство по эксплуатации executive search компании, гид по тому, как нужно пользоваться нашими услугами, оценивать их качество, отличать услугу executive search от рекрутинга”, — поясняет управляющий партнер Transearch / Top Hunt International Станислав Алексеев. Многие аспекты оказания услуги executive search не проговариваются с клиентом, говорит управляющий партнер Pynes & Moerner Федор Шеберстов: “Клиенты — занятые люди, склонные обсуждать только бизнес, и стороны негласно подразумевают выполнение всех обязательств. В результате происходит неизбежное размывание "кодекса" профессии и самой услуги как таковой”.
В представлении российского заказчика услуги рекрутинга и executive search часто смешиваются, соглашается генеральный директор Neumann International Серж Ламиль, а благодаря этому документу клиенты смогут отделить одни компании от других. “Большинство клиентов не знает, что является нашим базовым продуктом, чем мы отличаемся от рекрутинга”, — сетует управляющий партнер Boyden Татьяна Кузнецова. — Обычно считают, что это поиск на директорские позиции за большие деньги“.
Без гарантий
Консультанты executive search не могут и не обязаны гарантировать клиенту заполнение вакансии. Этот пункт в документе считает одним из самых важных партнер компании Amrop Hever Антон Стороженко. Еxecutive search — это не просто пул кандидатов, продолжает Кузнецова, а аргументированное управленческое решение.
“Мы рассказываем клиенту о том, какие компании есть на рынке, какие люди в них работают, какие требования они предъявляют будущему работодателю, сколько они могут стоить, какой у них круг обязанностей, какова их мотивация”, — рассказывает Ламиль из Neumann International. В результате, приводит пример Алексеев, клиент может заметно изменить свои запросы: “Одна международная телекоммуникационная компания хотела начать операторский бизнес в России и искала генерального директора, который, помимо прочих жестко обрисованных качеств, не был бы связан ни с одной из уже бывших на рынке операторских компаний. Мы аргументированно доказали, что такого человека найти практически невозможно, и клиент принял решение продать бизнес”. Однако, замечают и Алексеев, и Ламиль, в практике их компаний таких случаев немного.
Охранная грамота
“Многие компании находятся в информационном вакууме, не зная об условиях труда, требованиях к сотрудникам, которые приняты на рынке, — напрямую этой информацией никто не поделится, а консультант может довести ее до другого игрока”, — говорит председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян. Тем не менее он сомневается в том, что российские компании готовы платить деньги, не получая результата.
Хедхантеры заинтересованы в том, чтобы продать кандидата при любых обстоятельствах, считает генеральный директор компании Oracle Борис Щербаков. “Они работают в той среде и теми средствами, которые сейчас есть. А на рынке — общий кадровый голод, в том числе и в области топов. Любой трезвомыслящий человек понимает, что таковы условия игры, и вряд ли этот документ способен что-то изменить”, — сомневается он.
Подобные документы востребованы рынком — они используются компаниями при разработке собственных политик, считает исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко. Но для этого они должны отражать мнение ведущих и самых значимых игроков рынка, полагает он. Документальная закрепленность негласных правил и норм особенно важна для формирующихся рынков, где после бурного роста начинают складываться определенные законы деятельности компаний, соглашается руководитель департамента “Юриспруденция, страхование и HR” хедхантинговой компании Cornerstone Юрий Дорфман. Если этот документ будет принят всеми игроками рынка, говорит консультант компании RosExpert Ирина Пашинкина, то общее качество услуг будет гораздо выше, а главное — отношение клиентов к провайдерам изменится в лучшую сторону.
ES-КОМПАНИЯ ОБЯЗАНА:
1. Предоставлять клиентам точную и достоверную оценку своих возможностей в отношении выполняемого проекта.
2. Проинформировать клиента о том, кто непосредственно будет выполнять поиск.
3. Обеспечивать высокий профессиональный уровень консультирования.
4. Обеспечивать строгую конфиденциальность предоставляемой информации.
5. Демонстрировать четкое понимание особенностей вакантной позиции компании, а также тех целей, которые преследуются поиском.
6. Регулярно предоставлять клиенту подробные отчеты о ходе поиска.
7. Представить квалифицированных кандидатов, которые подходят на позицию и соответствуют корпоративной культуре вашей организации.
8. Оказывать клиенту содействие в ведении переговоров с финальным кандидатом, действуя от лица обеих сторон и демонстрируя высокий уровень навыков добросовестности и профессионализма.
9. Проинформировать в отношении политики гарантийной замены, а также урегулирования прочих нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта либо по его завершении. ES-компания не может (и не обязана) гарантировать клиенту заполнение позиции.
10. Обеспечить клиента адекватной сопроводительной поддержкой после приема кандидата.
Александр Острогорский
09.08.2007, №147 (1921)
ВЕДОМОСТИ