Рафинированный капиталист. Андрей Веревский становится главным масляным магнатом Украины
На прошлой неделе стало известно о получении группой компаний «Кернел», производящей рафинированное подсолнечное масло «Щедрый Дар» и «Стожар», права на выпуск и реализацию масла под ТМ «Чумак». Таким образом, собственник «Кернела» Андрей Веревский получает возможность выйти в лидеры украинского рынка этой продукции, опередив американскую корпорацию Bunge.
31 июля группа компаний «Кернел» сообщила о подписании семилетнего лицензионного соглашения с новокаховским ЗАО «Чумак», в соответствии с которым она получила эксклюзивное право производить и реализовывать бутылированное подсолнечное масло под одноименной торговой маркой. Сумма сделки не оглашается, однако очевидно, что она измеряется миллионами гривень. По сообщению «Кернела», уже в сентябре продукцию под этой ТМ начнет выпускать подконтрольный ей Приколотнянский маслоэкстракционный завод в Харьковской области. Кроме того, стороны заключили договор о совместном продвижении масла, по которому «Чумак» будет обеспечивать продажи выпускаемой «Кернелом» продукции. «В результате сделки эта группа компаний станет лидером украинского рынка бутылированного масла с учетом портфеля брэндов «Щедрый Дар», «Стожар», «Чумак Золота», «Чумак Домашня» и «Любонька», — подытожили в «Кернеле».
Союз собственника компании Андрея Веревского со шведскими владельцами «Чумака» Йоханом Боденом и Карлом Стуреном вряд ли можно считать большой неожиданностью — он выглядит логично как для одной, так и для другой стороны. Когда «Чумак» в 2005 г. продал американской корпорации Cargill завод по переработке подсолнечника в Новой Каховке, стало очевидно, что ЗАО не видит себя в долгосрочной перспективе на рынке подсолнечного масла и будет сосредотачиваться на базовом направлении — выпуске кетчупов, соусов, майонеза и консервированных овощей. После сделки с американцами оставшийся в собственности господ Бодена и Стурена маслоэкстракционный завод продолжил работу, закупая масло для переработки у Cargill и выпуская продукцию как под ТМ «Чумак», так и другими торговыми марками (например, Bunge размещала на «Чумаке» заказы на выпуск масла Ideal для продажи в России). Однако обратный отсчет пребывания шведов в этом бизнесе уже пошел, и будет неудивительно, если и от данного актива компания вскоре избавится. Тем более что с передачей «Кернелу» эксклюзивных прав на выпуск подсолнечного масла «Чумак» и взятия на себя обязательства не производить эту продукцию под своей ТМ, шведы де-факто делают шаг, чтобы переквалифицироваться из производителя в торговца маслом. На этой ниве у новокаховской компании перспективы выглядят неплохо — «Чумак» обладает немалым опытом торговли продуктами и разветвленной сбытовой сетью как в Украине, так и в России.
Что касается г-на Веревского, для него получение права выпуска масла под ТМ «Чумак» является продолжением стратегии по наращиванию веса в масляном бизнесе. Как уже сообщала «ДС», в конце прошлого года он договорился с харьковскими предпринимателями Михаилом Весельским и Василием Яницким («Евротэк») о выкупе их основного бизнеса — 12 элеваторов и двух маслоэкстракционных заводов (Приколотнянского и Волчанского) в Харьковской области. Вместе с ними «Кернелу» перешла ТМ «Стожар», под которой господа Весельский и Яницкий ранее производили подсолнечное масло, что позволило компании занять второе место на украинском рынке бутылированного масла с 22%ной долей на нем, опередив конкурентов из «Чумака» (15% рынка) и немного не дотянув до Bunge (ТМ «Олейна», 27% рынка). Теперь же, после того как «Кернел» получил право на выпуск масла под ТМ «Чумак», компания сможет претендовать на контроль над 37% национального рынка, что выведет ее на первое место в числе крупнейших масляных магнатов нашей страны. До последнего времени первое место с 27%-ной долей занимала американская корпорация Bunge, выпускающая на Днепропетровском маслоэкстракционном заводе продукцию под торговыми марками «Олейна» и «Золота краплинка».
[Юрий Еремин]
Деловая Столица