Human Resource Management Consulting, Recruitment,Selection, Personality Testing
Management Consulting, Kiev, Ukraine
Management
Consulting
HRM Consulting
Recruitment, Selection, Personality Testing
Поиск и подбор управленческого персонала
и ключевых специалистов,
психологическое тестирование кандидатов,
внедрение методов управления персоналом

Select The Best!

Вернуться | Главная | Новости | Книги | Вакансии | Выставки в Украине |

Новые статьи

Новые вакансии

От сессии до сессии

От сессии до сессии
Каким образом компании избегают текучки студенческих кадров

Принимая на работу студентов, работодатели рассчитывают решить проблему квалифицированных кадров в будущем


«Персонал легче приручить и обучить, чем укрощать и переучивать»- к такому выводу все чаще приходят сегодня украинские работодатели, принимая на работу студентов. Надежда на то, что после получения диплома бывшие ассистенты и помощники не уйдут к конкурентам в качестве дипломированных специалистов с опытом работы, достаточно оптимистична. По статистике из 30-40% работающих студентов место работы после получения диплома меняют лишь 5-10%.

Остальные 25%, а иногда и все 50% все же удается удержать повышением оклада или продвижением по службе. Впрочем, избежать текучки студенческих кадров компания может, если уже состоявшегося специалиста служба персонала смогла «раскусить» еще во время приема на работу.

«Если студент претендует на должность не по своей специальности, риски того что после получения диплома он уйдет, весьма велики,- рассказала изданию «СЕЙЧАС» специалист по поиску и подбору персонала ЛІГАБізнесІнформ Оксана Бочковская. - Другое дело, если студент рассматривает предприятие в качестве места для закрепления получаемых знаний на практике. После получения диплома требования бывшего студента к повышению зарплаты или продвижению по карьерной лестнице вполне логичны, поскольку на рынке труда его позиции не только выравниваются со специалистами, но и увеличиваются благодаря опыту». По мнению специалиста, рассудительному работодателю следует учесть эти факторы и постараться не упустить своего «воспитанника».

Впрочем, не стоит полагать, что работодатели слишком легкомысленны в своем выборе. Стратегии по подбору персонала на дальнюю перспективу уже активно работают в отечественных компаниях.

«Студенческий труд можно разделить на два вида. Первый - когда речь идет о неквалифицированной работе, которая, соответственно, и оплачивается в пределах $300,- сообщил изданию «СЕЙЧАС» руководитель проекта «Твоя карьера» Максим Немеш. - Второй - рекрутинг студенческого сегмента крупными зарубежными и украинскими компаниями в качестве отдельной программы. Такие сотрудники трактуются изначально как полноценные работники. Зарплата от $600 и до $1500 - не просто знак лояльности компании: этих сотрудников учат, обеспечивают всеми социальными гарантиями, рассчитывая на них в будущем».

Безусловно, риски того, что воспитанный и обученный специалист после получения диплома уйдет в другую компанию, остаются высокими. В некоторых программах набора таких сотрудников компании лишаются до 50%, а иногда до 70% таких кадров. О том, насколько серьезно студент относится к фирме, станет понятно уже через полгода.

«Два или даже три года работы на одном предприятии - достаточно солидный стаж даже для состоявшегося специалиста, не говоря уже о студентах,- поясняет г-н Немеш. - Если студент не планирует работать в компании, которая намерена вложить в него ресурсы, вряд ли ее руководство не поймет этого».

Впрочем, настолько далекие перспективы работодатели строят не всегда. Даже непродолжительный период работы (2–3 года) студента второго-третьего курса может быть достаточным для компании, если речь идет об отдельных временных проектах. Взамен стажировки на этот период компания может не только перекладывать функции коллег на неопытных подрядчиков, но и все-таки убедить специалиста остаться.

«Как правило, студентов берут на должность помощника или ассистента, чтобы он смог узнать работу компании изнутри. Причина не в том, чтобы сэкономить на более низком окладе или дефиците профессиональных кадров – на такую должность состоявшиеся специалисты идут неохотно,- отметили изданию «СЕЙЧАС» в компании DiaWest. – У нас работает около 10% студентов, и очень скоро они превращаются в специалистов, дорастая до должности топ-менеджеров». По мнению Натальи Толуб, руководителя PR-службы DiaWest, вариант, когда студенты старших курсов занимали бы равные позиции с дипломированными специалистами, достаточно распространен. В нынешних условиях рынка от работников, скорее, требуются умения, способность быстро обучаться и высокая мотивация, нежели просто диплом. Далеко не все специалисты работают по специальности, полученной в вузе. Каждый новый сотрудник, приходя на новое место работы, по сути, находится в роли студента на первоначальном этапе.

Главное, чтобы студенческий статус не нарушал динамики работы предприятия в период сессии. Впрочем, проблему отсутствия работника в ее период предприятия успешно решают. На этот период студент берет либо безоплатный либо очередной отпуск так, чтобы он попадал на время сессии. Минимизировав финансовые потери, компании остается распределить на время объем работы отсутствующего сотрудника между его коллегами.

Из принятых на работу студентов около 50–70% уходят к конкурентам после получения опыта


«Кроме рисков ухода и, соответственно, текучки кадров, это, пожалуй, самый большой недостаток студенческого труда, - поясняет г-жа Бочковская. – За дополнительную работу сотрудникам следует платить денежное вознаграждение либо в качестве премиальных, либо в форме увеличения ставки на время отсутствия работника».

Как правило, такие перерывы в работе проходят безболезненно для компаний, если учесть, что потенциально каждый сотрудник может уйти на больничный и его работу придется выполнять другому. Студент в данном случае более предсказуем, поскольку период сессии можно согласовать заблаговременно.

«Должность, на которую принимается студент, должна быть такой, чтобы в случае его отсутствия не нарушались темпы работы отдела. Речь не о низкой квалификации, а о специфике функциональных обязанностей, - говорит г-жа Бочковская. - Главное, чтобы его работу в состоянии был выполнить другой сотрудник». Опыт специалиста подсказывает, что наиболее интересными для работодателя выступают студенты-воскресники и заочники. Студенты таких форм обучения подстраивают собственную учебу под график работы. Вечерники, напротив, стараются подстроить свою работу под учебу, что им не всегда удается. Они занимают примерно равные доли на предприятии среди учащихся работников. А вот «стационарщиков» среди сотрудников встретишь намного реже.

«Как показывает практика, студентам стационара удается совмещать работу и учебу, несмотря на совпадающие графики, однако по мере приближения сессии они зачастую не справляются и, как правило, вынуждены увольняться», - отметила г-жа Бочковская.

По мнению г-на Немеша, рынок студенческого труда как стратегии, направленной на воспитание внутри компании, потенциально интересного для нее сотрудника только зарождается. По сути, его начало положили иностранные компании, принеся с собой не только инвестиции, но и технологии рекрутинга. В Украине таких компаний, которые бы занимались подобными программами набора персонала, не более 30. Однако практика показала, что намного дешевле и качественнее воспитать специалиста, нежели переучивать его. Судя по европейскому и российскому рынку труда, в украинском бизнесе студенческий сегмент как отдельная составляющая рекрутинга начнет активно развиваться в ближайшие пять лет.

ГЛАВНОЕ

Студенческий труд больше не привлекает работодателей возможностью низкой оплаты. Неквалифицированная работа студента за небольшие деньги вряд ли принесет стоящую экономию предприятию, которое то и дело вынуждено тратить средства на постоянное обучение новичков при существующей ротации кадров. Опыт подсказывает, что гораздо дешевле и перспективнее рассматривать студента как потенциального работника компании в будущем. В надежде воспитать нужного для компании специалиста со студенческой скамьи работодатели развивают целые программы, где позиции студентов не уступают позициям специалистов. Дело за малым - для того чтобы воспитанный в духе компании работник после получения диплома вместе с опытом не ушел к конкурентам, службе персонала стоит более тщательно подходить к выбору протеже.


автор: Иван САМОЙЛЕНКО
Газета Сейчас

Деловая литература

Украинский деловой портал Комп&ньоН.online

Экономические новости Украины

"Ведомости". Карьера и управление

Пресс-релизы Украины

Delo.ua. Компании и Рынки

Экономические Известия

Новости рынка недвижимости

Новости ритейла Украины

Кадровые новости IT-индустрии

Кар’єра. Крок за кроком

Интерфакс - Украина

Executive Search News

Управление Персоналом

ЛІГАБізнесІнформ:: Рынок труда

Черный список работодателей Украины

МТС Украина [official HR news]