Human Resource Management Consulting, Recruitment,Selection, Personality Testing
Management Consulting, Kiev, Ukraine
Management
Consulting
HRM Consulting
Recruitment, Selection, Personality Testing
Поиск и подбор управленческого персонала
и ключевых специалистов,
психологическое тестирование кандидатов,
внедрение методов управления персоналом

Select The Best!

Вернуться | Главная | Новости | Книги | Вакансии | Выставки в Украине |

Новые статьи

Новые вакансии

Человекознание

Человекознание
Пока рекрутинговые агентства и HR не конкурируют. Однако ситуация способна измениться

Отказ Украины от плановой экономики привел к изменениям на рынке труда. Характер новых правил ведения хозяйства и приход в страну иностранных компаний повысил спрос на кадры нового поколения. Нехватка специалистов в области маркетинга, менеджмента и банковского дела послужила толчком к развитию нового вида бизнеса - рекрутингового. Появились кадровые бюро, затем рекрутинговые агентства, и только потом на рынок вышел новый игрок - HR-менеджер.

«В начале 90-х первыми и основными клиентами рекрутинговых агентств были преимущественно иностранные компании, - вспоминает директор кадрового бюро CHARACTER Анна Демидова. - Вкладывая инвестиции в экономику Украины, они не имели времени на изучение особенностей рынка труда. Подбор персонала поручался национальным рекрутинговым агентствам. Кроме того, на Западе рекрутинг – уже давно традиционная технология, в их компаниях забит бюджет».

Украинские производители занимали лишь незначительный процент среди клиентов рекрутинговых агентств. Они скептически относились к такому виду услуг, как подбор персонала. Понимания того, что эту работу может делать кто-то другой, кроме кадровика, да еще и за деньги, тогда не сложилось. Кроме того, в условиях постоянной безработицы рабочая сила была настолько дешевой, что за информацию о вакансиях приходилось платить самому соискателю. Благодаря этому развивались кадровые агентства.

Ситуация не менялась достаточно долго. «Потом наступил некий переломный период, – рассказал изданию «СЕЙЧАС» директор кадровой компании «Навигатор» Сергей Беляев. – Если в 2000 году руководителей предприятий, которые бы понимали, что за интеллектуальную работу рекрутера тоже нужно платить, было не более 30 %, то сейчас это уже 70-80%».

Не последнюю роль в развитии данного бизнеса сыграли и качественные изменения на рынке труда. Появлялись не только новые профессии параллельно с развитием экономики, но и происходила их четкая специализация, когда уже известные прежде вакансии наполнялись новыми функциональными обязанностями. «Наглядный пример - тот же маркетинг, - добавляет г-жа Демидова. - Собственно, в самом маркетинге в начале 90-х толком никто не разбирался, не говоря уже о подборе специалистов. Дилетантские подходы осложнялись и постоянной специализацией. Так, если сначала требовались просто маркетологи, то скоро появился спрос на аналитиков, медиабайеров, специалистов по рекламе, трейд-маркетологов».

Намечается тенденция, когда крупные компании объединяются в холдинги, создавая свою внутреннюю систему HR-персонала и рекрутинга

Предприятия были вынуждены обращаться в рекрутинговые компании. В таких условиях практически в прошлое отошли кадровые агентства. Поспособствовала этому позиция высококвалифицированных специалистов - они осознали свою значимость на рынке труда. «Профессионалы не ищут больше работу по объявлениям и тем более не желают платить деньги кадровому агентству за свою квалификацию», - рассказала изданию «СЕЙЧАС» директор Inter Consulting Group Татьяна Шорохова.

Спрос и предложение, как взаимовлияющие процессы на рынке труда, привели к изменениям и в самом рекрутинговом бизнесе. В компаниях по подбору персонала наметилась тенденция к четкой специализации. Следующим процессом стало развитие рекрутинговых агентств в сетевые компании, покрывающие рынок в регионах, однако со своими особенностями.

«Что касается регионов, то в каждом большом городе работает сегодня полтора-два агентства», - говорит г-н Беляев. - Однако в большинстве случаев это филиалы киевских агентств, которые и существуют за счет заказов из столицы». Развитие рекрутингового бизнеса по такому пути г-н Беляев объясняет законами экономической рентабельности: «Есть определенный порог численности населения в городе, когда целесообразно открывать рекрутинговое агентство. Если в городе 250 тысяч, такое агентство едва ли выживет».

Но это сегодня. Специалистам сложно прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше. «Ведь рынок рекрутингового бизнеса развивается настолько динамично, что перспектива – за развитием сетевых компаний. Настоящий передел рынка еще впереди», - добавляет г-н Беляев.

Только в Киеве сегодня работают около 70 компаний. Цифра говорит сама за себя. Заниматься рекрутингом достаточно выгодно. Стоимость гонораров рекрутеров, признаются HR-специалисты, достаточно высокая. У каждой рекрутинговой компании своя система оценки работы. Так, если в прошлом году она составляла 15–16% годовой заработной платы искомого специалиста, то сегодня все 20-25%.

Однако «цены растут пропорционально зарплатам. Думаю, есть и определенный порог. В России он составляет 30 -35%, можно предполагать, что такая тенденция ожидает и Украину», - прогнозирует г-жа Шорохова.

Из-за четкой привязанности гонорара рекрутера к зарплате наблюдается дисбаланс в ценовом сегменте по подбору персонала. Достаточно развит рекрутинг топ-менеджмента. «За менеджмент среднего звена агентства берутся уже не так охотно. Здесь меньше зарплаты и, соответственно, гонорары, - делится опытом HR-менеджер одного из агентств. - Последний должен быть не менее $500. А о рентабельности можно говорить при закрытии пяти вакансий в месяц из 10-15 поданных заявок».

В поисках своего клиента компании действуют разными методами. «У нас нет такой зависимости, - рассказывает г-н Беляев. - Мы считаем, что специалиста на вакансию с высокой зарплатой найти проще, а на низкую сложнее, поэтому у нас разработан прейскурант цен. Каждый гонорар зависит от степени сложности поиска». Если агентство будет браться за поиск персонала с зарплатой ниже $500, его рентабельность будет стремиться к нулю, считают в «Навигаторе».

Сегодня на рынке уже сформировались основные игроки. «Сильные позиции у компаний Brain Source International, Golden Staff, «Персонал», AncorSW, Staff Standard, Hudson Global Resources, «Допомога», - говорит г-жа Демидова. - Но здесь, как и во всяком бизнесе, одни уходят - другие приходят».

Мелкие компании не конкурируют, а скорее демпингуют цены, считают специалисты. «Однако если речь идет об иностранных агентствах, то у них, конечно, более выгодные условия для конкуренции, - считает г-жа Шорохова. - Рекрутинг – наука, пришедшая к нам с Запада, иностранные компании имеют больше опыта, у них больше литературы, информации, специалисты стажируются за границей. Мы же вынуждены учиться только на опыте и малочисленной литературе по теории».

Совершенно новым веянием стало развитие наряду с рекрутинговыми компаниями HR-менеджмента внутри самих предприятий. Ввиду схожести их функций складывается неоднозначная ситуация. Рекрутинговые агентства рассматривают этих специалистов скорее как союзников, нежели в качестве конкурентов. «HR-менеджерам не всегда хватает времени и ресурсов на подбор редкого специалиста, ведь у них еще и обучение персонала, развитие мотивации и прочие обязанности, - считает г-н Беляев. - Наши услуги будут всегда востребованными. Тем более что есть ситуации, когда в поиске специалиста нужно обойтись без отдела кадров. Скажем, когда те же акционеры ищут замену управляющего компании».

Специалисты HR несколько иного мнения на этот счет. По мнению кадровиков, сегодня крупным компаниям выгоднее содержать штатного рекрутера, чем обращаться в рекрутинговые агентства. Последние часто не способны подобрать нужного человека. Иногда их работа ограничивается лишь количественным результатом: скажем, условия договора - найти 10 претендентов, и рекрутеры стараются как можно быстрее направить их клиенту, чтобы получить гонорар, не заботясь о качестве.

Кроме того, намечается тенденция, когда компании объединяются в холдинги со своей разветвленной системой рекрутеров. «Дело в микроклимате и корпоративной культуре компаний. Рекрутер, как человек со стороны, не всегда способен ее уловить, и потому лучше полагаться на свои силы», - добавляет специалист по персоналу компании Raben Ксения Руденко.

ГЛАВНОЕ
Рекрутинговый бизнес на сегодняшний день является достаточно успешным. Растет не только число компаний, но и их специализация. Сами клиенты и соискатели все больше доверяют профессионалам. Высокие позиции высококвалифицированных специалистов на рынке труда привели к тому, что кадровые агентства уходят в прошлое. Однако спрос и борьба за редкий кадровый состав среди компаний дал толчок развитию HR-менеджмента. Пока рекрутинговые агентства рассматривают их как союзников. Но уже скоро их отношения могут перерасти в конкурирующие, поскольку крупные компании объединяются в холдинги, создавая свою внутреннюю систему HR-персонала и рекрутинга.

автор: Иван САМОЙЛЕНКО
Газета Сейчас

Деловая литература

Украинский деловой портал Комп&ньоН.online

Экономические новости Украины

"Ведомости". Карьера и управление

Пресс-релизы Украины

Delo.ua. Компании и Рынки

Экономические Известия

Новости рынка недвижимости

Новости ритейла Украины

Кадровые новости IT-индустрии

Кар’єра. Крок за кроком

Интерфакс - Украина

Executive Search News

Управление Персоналом

ЛІГАБізнесІнформ:: Рынок труда

Черный список работодателей Украины

МТС Украина [official HR news]