Узники кадров
Сформировавшемуся еще в советское время правилу о кадрах, которые все решают, сегодня следуют в большинстве аудиторских компаний. При этом спрос на квалифицированных специалистов значительно превышает предложение, в результате чего многие компании постоянно находятся в поиске персонала.
Рост экономики вызывает дополнительный спрос на услуги аудита и консалтинга. Руководители аудиторских компаний, с одной стороны, радуются увеличивающемуся с каждым годом количеству работы и, соответственно, уровню доходов своих фирм, а с другой, все острее ощущают нехватку квалифицированных кадров. Особенно при больших, комплексных проверках, требующих затрат времени и привлечения ряда специалистов. Впрочем, многие находят выход, временно используя наемный труд квалифицированных сотрудников компаний-конкурентов. Естественно, в таком случае их руководители не знают о такой форме сотрудничества. Находчивые директора, таким образом, убивают сразу двух зайцев. При наличии нескольких сертифицированных аудиторов независимая оценка любого вида отчетности продвигается быстрее, что не влияет на ее качество, а фирма-заказчик экономит еще и на своих расходах. Ведь, как отмечают практикующиеся на этом аудиторы, дешевле заплатить за две
недели работы, чем оформлять в штат и выплачивать зарплату. Между тем сторонники цивилизованного рынка негативно относятся к такой практике. Среди них распространено мнение, что надежным специалистом может быть лишь тот, который вырос в определенной компании. Он хранит коммерческие тайны, чего не скажешь о временно нанятом контролере. А ведь это одно из основных качеств профессионально работающих аудиторов – безусловная порядочность по отношению к клиенту.
На сегодняшний день для привлечения квалифицированного персонала используется также услуга кадровых агентств, предлагающих метод head hunting (переманивание специалистов). Чаще всего компания-заказчик предоставляет даже фамилию специалиста, которого бы хотела заполучить для себя. Такая практика появилась на Украине около семи лет назад, но широкое распространение получила года через три. Впрочем, и сейчас многие представители аудиторского движения предпочитают не пользоваться этой услугой. Среди рекрутинговых агентств встречаются такие, которым важна этика бизнеса. Их клиентами, как правило, являются компании, разделяющие позицию корректного отношения к конкурентам.
Охотники за головами
В одинаковой степени как заказчики, так и руководители аудиторских фирм предпочитают специалистов, проработавших на рынке минимум три года. По словам рекрутеров, аудиторские компании заказывают специалиста на должность младшего специалиста со стажем работы не менее трех лет, на должность ведущего или старшего специалиста, а также на руководящую должность – не менее пяти лет. Предпочтение отдается кандидатам, досконально знающим украинское законодательство, а также способным проводить осмысленные проверки, вникая в суть операций. Стоит отметить, что обычно компании хотят видеть среди своих специалистов женщин, так как они более щепетильны, причем в возрасте от 25 до 50 лет (по достижении 50-летнего возраста снижается внимательность).
Получив определенный заказ, кадровое агентство начинает кропотливую работу вплоть до разработки сценариев по привлечению специалиста. Менеджер по подбору персонала кадрового агентства "Предлагаю работу" Юлия Приходько по образованию психолог, и именно это позволяет ей определять наилучшую кандидатуру на вакантную должность. "Есть определенная легенда, под предлогом которой наш специалист связывается с нужным человеком. Если названа его фамилия, то нужно выходить напрямую, если нет – собирать информацию о компании, отделах, где может работать интересующий нас специалист. Так мы выходим на человека, который дает информацию о нужной нам кандидатуре,– делится опытом госпожа Приходько.– Обычно, чтобы не испугать, мы по телефону обращаемся к нему за консультацией и просим порекомендовать знакомых на определенную должность. Оставляем контакты, и у него есть над чем задуматься. Через время перезваниваем, записываем контакты, но потом как бы невзначай спрашиваем, не интересно ли этому человеку обсудить перспективу новой работы, от чего обычно не отказываются". По словам директора консультативной фирмы Management Consulting-Recruitment and Selection Валентина Тимошенко, его компания в прошлом году провела три таких крупных сделки.
Кадровики отмечают, что в первую очередь людей интересует перспектива карьерного роста и размер заработной платы. Как правило, ее уровень зависит от размеров фирмы, объемов заказов и уровня профессионализма самого специалиста. На сегодняшний день она колеблется в пределах от $400 до $2 тыс. Однако в последние два года зарплата контролеров оставалась стабильной. Для сравнения, в США аудиторы за год зарабатывают в пределах $45-100 тыс. в год.
Помимо повышения в должности и размера зарплаты для переманивания аудиторов используются лучшие условия работы и социальный пакет, в котором работодатели могут предлагать телефон, машину, квартиру для иногородних или беспроцентный кредит, премиальные выплаты. Юлия Приходько говорит, что ради такого пакета в 40% случаев специалисты переходят на более низкую должность, чем занимали в своей прежней компании, либо начинают все с нуля. И здесь рекрутеры уже просчитывают варианты, что может заинтересовать того или иного кандидата. Например, если перед кадровым персоналом незамужняя девушка, которая стремительно идет вверх по карьерной лестнице, то что, как не высокую руководящую должность, ей предложить?
Опыт ведущего консультанта агентства HR Initiative Алены Масло показывает, что минимум в течение двух-трех недель агентство предоставляет определенную группу кандидатов всего из нескольких человек. По факту первой встречи заказчик определяет слабые стороны специалистов, и последующие кандидаты подбираются по более целевым характеристикам (максимум пять человек).
В то же время и кадровики, и заказчики-аудиторы говорят о спросе на квалифицированных контролеров. "Практически все аудиторские компании страдают от нехватки специалистов, и главная проблема в том, что необходимы специалисты высшей квалификации, которых, к сожалению, очень мало,– говорит глава Союза аудиторов Украины Татьяна Зацерковная.– На Украине сегодня, возможно, переизбыток финансистов, экономистов, бухгалтеров, но таких, которые бы соответствовали необходимым требованиям для работы в аудиторских компаниях, не хватает". "Спрос есть на высококвалифицированные аудиторские кадры, так как многие уходят в другие компании, которые предлагают им большие возможности – высокую должность, большую зарплату и меньшие проблемы. В аудиторской фирме, например, они набираются опыта, а потом становятся финансовыми директорами,– рассказал финдиректор аудиторской фирмы 'Контракты-Аудит' Андрей Елисеев.– Любой аудитор как работодатель не заинтересован, чтобы кто-то уходил, поэтому и мы стараемся предложить высокую зарплату и всевозможные средства для удержания этого человека. Другое дело, если он морально не подходит на эту должность. Чаще, конечно, мы избавляемся от непрофессионалов".
Дороги молодых
Рутинная работа, например, проверка наличия всех документов, как правило, ложится на молодых сотрудников, не имеющих опыта практической работы. Для поиска кандидатов среди студентов четвертого-пятого курсов или выпускников вузов рекрутинговые компании используют job-центры, созданные при учебных заведениях, или даже посещают кафедры, выясняя информацию о лучших студентах. Инициаторами таких визитов в вузы могут быть и сами работодатели. Недавно крупные аудиторские компании устраивали "День карьеры" в Киевском национальном экономическом университете (КНЭУ), который наряду с Киево-Могилянской академией и Киевским национальным университетом им. Шевченко пользуется спросом у работодателей. Как сообщила руководитель центра по связям с работодателями и содействия трудоустройству студентов "Перспектива" при КНЭУ Ольга Корчевная, руководители компаний пополнили свой штат, а также набрали людей для реализации программ студенческих стажировок. Однако точное число студентов, которые пройдут такую практику, госпожа Корчевная не назвала.
При этом господин Елисеев, который также является главой комиссии по защите бакалаврских работ во Львовском политехническом институте, считает, что система высшего образования не отвечает реалиям и у студентов низкий уровень знаний как налогового, так и бухгалтерского учета: "Когда человек заканчивает вуз, он ничего не знает, и если мы берем после института выпускника с красным дипломом, то тратим два-три года, чтобы он вышел на уровень". Впрочем, по словам представителей большинства аудиторских компаний, большого спроса на молодых специалистов–выпускников высших учебных заведений нет. В основном их приглашают крупные компании и фирмы с иностранным инвестором, которые готовы тратить время и деньги на обучение, тренинги и стажировки. Выпускники выполняют "подручную работу": проверяют кассовые операции, документы и их наличие, тем самым давая возможность специалистам высокого класса доводить работу до совершенства. В то же время ректор Налоговой академии, народный депутат Петр Мельник считает, что за использование наемного труда, скажем, выпускников государственного заказа, работодатели должны нести ответственность: "Это должно стать исключением, что человек, который готовился за бюджетные деньги, попадает в коммерческую структуру. То есть государство должно уметь считать свои деньги, потому что пока это социальная функция, и если мы резко уменьшим госзаказ, то закроем перед ребенком из провинции возможность попасть в институт. В переходный период такие издержки будут, но чем дальше, тем жестче нужно спрашивать с министерств и ведомств за количество выпускников, которые прибыли на работу".
Региональный разрез
Ситуация в регионах довольно сильно отличается от столичной. Заказов практически нет не только у начинающих контролеров, но и у опытных аудиторов. Член Союза налоговых консультантов, директор аудиторской фирмы "Реверс" Игорь Шварцман отмечает очень низкий спрос даже на профессиональных сертифицированных аудиторов. "У нас четыре сертифицированных аудитора, которые работают с 1995-1996 годов. Мы набрали им в помощь студентов, но вынуждены были с ними расстаться, так как даже себе не обеспечивали зарплату. Поэтому квалифицированный специалист сейчас сидит на технической работе – заполняет формы, по которым потом нужно делать заключение, что обычно должен делать выпускник вуза",– объясняет ситуацию господин Шварцман. Бизнес, по его словам, сейчас предпочитает заплатить чиновнику, а не тратить деньги на услуги аудитора. Зарплата аудиторов в Одесской области достаточно низкая (одна проверка стоит от 1,5 до 3 тыс. грн), и многие специалисты переквалифицируются из аудиторов в бухгалтеров, финансовых директоров, оценщиков. Еще два года назад в регионе было 200 сертифицированных аудиторов, сегодня – 146 человек. "Мы работали с фирмами, и они были довольны. Но потом, говоря откровенно, какой смысл? Мы стараемся, а потом налоговая приходит, и от нее приходится откупаться. Еще нужно иметь выдержку, чтобы доказывать свою правоту и писать жалобу сначала в районную инспекцию, потом в городскую, областную, в Киев, а потом обращаться в суд. Если жалобы начинают еще и откладывать, то все это длится чуть ли не годами",– говорит Игорь Шварцман.
Такая же ситуация, по его словам, сложилась не только в Одессе, но и в Житомире, Виннице, Львове. Аудит в чистом виде почти не проводится, молодые специалисты, получившие трехлетний стаж в области бухгалтерии, с легкостью сдают экзамены на получение сертификата аудитора и занимаются выдачей заключений для предприятия, причем делают оценку под диктовку заказчика. Некоторые умельцы успевают за полтора месяца проверить до 150 предприятий, при том что на составление рабочих документов аудитор тратит по 10-15 человеко-дней плюс еще столько же на их обработку. "В такой ситуации виновата и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая является пользователем этих аудиторских заключений. Если бы они сделали проверки и обратили внимание, что один человек столько сделать не может, то такого бы не было. Ведь она имеет право проверять повторно",– возмущается господин Шварцман.
Однако член наблюдательного совета Аудиторской палаты Украины, генеральный директор "Международной аудиторской группы" Наталья Гаевская такие высказывания расценивает как частное мнение: "Динамика роста интереса к аудиту возрастает, особенно к проверкам финансовой отчетности для предоставления объективного показателя дел инвесторам. Именно поэтому 'продажные' заключения не настолько распространены, как говорит аудитор из Одессы. Впрочем, однозначно утверждать, что такого вообще нет, также не стоит". По словам госпожи Гаевской, сегодня не так легко получить сертификат аудитора, как это было пять лет назад. Помимо письменного экзамена не менее 40 часов каждый год следует проводить на курсах повышения квалификации.
Правда, профессиональные аудиторы уверены, что наличие сертификата не является гарантией качественной деятельности. Если бы такая взаимосвязь была, на рынке не было конкуренции, так как можно было бы обращаться к любому специалисту, а украинские сертификаты аудиторов признавали бы за пределами страны.
НАТАЛЬЯ Ъ-НЕПРЯХИНА
Коммерсантъ Украина