Бизнес осваивает НЛП
Нейролингвистическое программирование (НЛП) начало развиваться в Украине около 8–9 лет назад. «На этапе развития это направление культивировали лишь отдельные специалисты, обучавшиеся в России. Но за последние два года количество сертифицированных тренеров по НЛП в Украине удвоилось, равно как и количество проводимых ими тренингов», – сообщила «24» Евгения Елисеева, руководитель Крымского Центра НЛП.
Манипуляции в розницу
Деятельность большинства тренинговых компаний и центров напрямую или косвенно связана с НЛП. Наиболее полные курсы включают в себя тренинги – «НЛП-Практик» и «НЛП-Мастер». Большинство тренеров используют лишь некоторые инструменты НЛП в программах тренингов по продажам, коммуникативных и др. тренингах и не стремятся включать в перечень тренингов полные курсы НЛП, аргументируя это несостоятельностью таких тренингов и ограниченностью манипулятивных методик в современном бизнесе.
"Это, в первую очередь, связано с высоким уровнем интеллекта бизнес-сообщества, большим количеством сильных личностей в успешном бизнесе, в работе с которыми манипулятивные методики не срабатывают», – поясняет коммерческий директор ЗАО «Мэйнстрим Консалтинг» Анна Бурова.
Кроме того, поскольку весь курс очень дорогой и объемный, НЛП охотнее покупают частями. «Давать весь теоретический, философский и психологический материал на тренинге просто невозможно по времени. Поэтому тренеры обычно и опираются на практические выдержки из НЛП, такие как невербальные и вербальные аспекты коммуникации», – поясняет Марина Таран, управляющий партнер компании Golden Staff.
Слушателей программ не останавливает даже тот факт, что программы НЛП подаются под устаревшим «соусом». «Тренинги к нам приходят, как и все западные технологии – через 3–5 лет после их продажи на западных рынках», – рассказал «24» НЛП-тренер Юрий Живоглядов. Иностранные тренинги «расфасованы» гораздо практичнее и проще и «обернуты» в более понятные термины. «Думаю, что НЛП, которое нам сейчас знакомо по книгам, и по тренинговым программам, уже исчерпало собственные источники. И поддерживается самими тренерами, которые потратили на него свои силы и время и просто хотят их компенсировать», – поясняет г-н Живоглядов.
Шире круг
Традиционная аудитория потребителей НЛП-тренингов постепенно расширяется. «Активно на открытые тренинги приходят бизнесмены, менеджеры, руководители любого уровня, рекламные агенты, консультанты и другие специалисты, для которых коммуникация является важнейшей составляющей их деятельности», – комментирует г-жа Елисеева.
По словам Татьяны Лариной, руководителя Киевского Центра НЛП и тренингов, активизировались и корпоративные заказчики. «Тренинги для сотрудников компаний заказывают достаточно часто. В основном те, в которых высока концентрация методов нейролингвистического программирования. Такие тренинги являются обучением конкретным технологиям применительно к деятельности конкретного предприятия», – комментирует Андрей Сиротин, генеральный директор Украинского Центра НЛП. – В знающих кругах это очень ценится. И обученные технологиям НЛП компании, при «экологичном» их использовании, приобретают серьезные дополнительные конкурентные преимущества».
Удар по кассе
Впрочем, среди внутри корпоративных заказов также пока доминируют покупки курсов для менеджеров высшего звена и ключевых фигур в организации. «Модное сейчас НЛП покупают для тех сотрудников, которыми наиболее «обеспокоены» в компании в данный момент времени. Как «пожарную команду» НЛП вызывают для тех, кого хотят быстрее и с максимальным эффектом изменить», – рассказывает г-н Живоглядов. Также довольно часто заказывают лидерские тренинги или коучинг для руководителей. «Обычно топ-менеджеры обучаются на открытых тренингах, проходя весь курс «НЛП-Практик» или даже «НЛП-Мастер». А вот для всего персонала заказывают только тематические тренинги», – говорит г-жа Елисеева. Как правило, топ-менеджер, посетив открытый тренинг и получив удовлетворение от полученных знаний, в последствии заказывает «корпоратив». После проведения одного дня корпоративного тренинга для 20 человек корпоративная касса сразу «беднеет» минимум на $800. А обучение ценной трудовой единицы на открытом тренинге «НЛП-Практик» обходится компании в $1000 за семь трехдневных модулей.
Единственным стандартным условием организаций, в которых проводятся тренинги, является неразглашение внутренней информации и того, что их персонал обучен методикам НЛП. «У НЛП сложилась скандальная слава «манипулятивных средств влияния», поэтому заказчик не хочет получить славу партнера, зарабатывающего деньги обманом. Во-вторых, НЛП прячут от конкурентов и СМИ, как «секретное оружие». Хотя на деле НЛП может быть только флагом, а не дулей в кармане», – считает г-н Живоглядов.
Прямая речь
Денис Хрусталев, управляющий директор украинского филиала компании «Евросеть»
Для многих НЛП становится «фетишем». Люди ищут возможности приобщиться к этому популярному механизму воздействия на психику и сознание людей. Некоторые их не очень жалуют, считая манипулятивными, а порой и антигуманными. Но важнее то, для каких целей они используются. Приемы НЛП вполне реальные и действенные. С ними просто и по-будничному могут работать не только специалисты. Даже не догадываясь об этом, приемами НЛП ежедневно пользуется почти каждый из нас. Другое дело, когда ты применяешь методики осознанно и можешь добиваться результата. В том числе и в бизнесе. Пройдя ряд специальных тренингов у лучшего коуча Санкт-Петербурга, сейчас я понимаю, что суть технических приемов НЛП открывается лишь тогда, когда их применяют на практике. Поэтому стараюсь пользоваться этими приемами регулярно. Совсем недавно мне удалось получить выгодные условия у партнера благодаря тому, что я понял ценности этого человека и смог найти к нему тропинку.
Ольга Лушпай, специалист по маркетинговым исследованиям корпорации UBG
Руководство компании, в которой я раньше работала, очень увлекалось НЛП. Поэтому прохождение тренингов по НЛП было обязательным для каждого сотрудника. Более того, прохождение данного тренинга напрямую влияло на повышение в должности или уровень зарплаты. Для проведения тренингов приглашали тренеров из Москвы. Признаюсь, ожидала намного большего. Тренинг SMART, призванный помогать в формулировании целей, был более-менее интересным, динамичным и полезным. Хотя многие слушатели «дремали» с самого начала. Тренинг TOTE, направленный на формирование навыков на достижение поставленных целей, был очень скучным. Наверное, потому, что тренер говорила о прописных истинах, которые понятны любому ответственному человеку. Хотя я всегда открыта новым знаниям и иногда повторение очень важно, но на этом тренинге я не могла дождаться его конца. В итоге, прохождение тренингов по НЛП оказалось напрасно потраченным временем, а полученные знания ни разу не были использованы в работе.
Людмила Шадрина, руководитель консалтингового центра «Новации Консалт»
Некоторые тренеры позиционируют НЛП как инструмент манипуляции собеседником. Отсюда и неоднозначное отношение к НЛП у тех, кто слышал что-то об НЛП, но не является профессионалом в этом направлении. На уровне «Практика НЛП» человек может решать свои личностные проблемы, преодолевать ограничения, расти, развиваться, ставить цели так, чтобы эффективно достигать их, создавать продуктивные отношения. Мастер НЛП профессионально работает с клиентами на уровне системы, создает эффективные стратегии мышления. Я училась применению НЛП. Прошла два сертификационных курса «Практик НЛП», в 2002 г. и «Мастер НЛП» в 2003 г. На одном из модулей «Практика НЛП» мы работали с целями. И я поставила себе цель – стать внутренним тренером в международной компании. До этого я не имела опыта такой работы. Через два месяца я осуществила эту цель. Можно говорить об этом много, но самое главное – НЛП намного больше чем набор техник. Это искусство управлять собственным мозгом, способом мышления, своими состояниями.
Ольга Дидух, «24»